Открытие медицинского бизнеса начинается с выбора и оформления помещения - оно должно соответствовать государственным стандартам для медицинских учреждений. Сегодня поговорим о том, как получить акт санитарно-эпидемиологического обследования помещения и рассмотрим особенности этого процесса.
Общие сведения
Решение о выдаче актов СЭС принимает Госпродпотребслужба. Это центральный орган исполнительной власти, деятельность которого координируется Кабмином Украины. Разрешительные документы, касающиеся медицинского бизнеса, выдаются территориальными органами Госпродпотребслужбы в зависимости от деятельности медучреждения. Также за актом санитарного обследования можно обращаться в Лабораторный центр МОЗ Украины.
Получение акта СЭС является первым шагом к оформлению лицензии на медицинскую практику, которая обязательно должна быть у каждого медучреждения. Такое требование определяется в постановлении Кабмина от 2 марта 2016 № 285 «Об утверждении Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по медицинской практике».
Исключение касается только медучреждений, осуществляющих деятельность только в направлении первичной медицинской помощи (семейные врачи). Для их практики не нужно получать санитарно-эпидемиологическое заключение. Данные по этому решению записаны в Постановлении от 27 декабря 2017 №1105 «О внесении изменений в приложение 2 к Лицензионным условиям осуществления хозяйственной деятельности по медицинской практике».
Какие документы подавать
Для получения заключения СЭС следует подготовить бумаги, которые относятся к стандартному перечню и предоставляются в зависимости от вида деятельности организации:
- Выписка из единого госреестра и другие документы о регистрации субъекта хозяйствования;
- Документы на право пользования недвижимым объектом (договор купли-продажи или аренды и др.);
- Технический паспорт помещения со схемой расположения кабинетов и медицинского оборудования;
- Документы обустройства вентиляционной системы;
- Информация о специальностях, по которым планируется деятельность учреждения и получение медицинской лицензии;
Дополнительно могут понадобиться:
- Договоры на теплоснабжение, водоснабжение, вывоз отходов и т.п .;
- Согласование проведения дезинфекции помещения;
- Документы на организацию питания в медучреждении (если есть собственная столовая);
- График работы медучреждения и др.
Процедура получения акта санэпидобследования
- Подача заявления и пакета подготовленных бумаг в Госпродпотребслужбу;
- Рассмотрение представителями госслужбы предоставленных документов и возможное выявление несоответствий;
- Проведение инспекционной проверки медучреждения;
- Анализ результатов проведенного исследования;
- Оформление акта обследования в случае положительного решения или обоснование отказа в выдаче разрешительного документа.
Отказ в выдаче акта СЭС возможен в случае предоставления не полного объема бумаг или недостоверной информации, если кабинеты не соответствуют требованиям законодательства или в случае негативных результатов проведенной инспекции.
Утверждение помещений
При выборе расположения и внутренней организации зданий для медицинских учреждений следует руководствоваться нормами ГСН и СанПин. В зависимости от степени готовности помещения (этап проектных работ, ввод в эксплуатацию, перевод из жилого в нежилой фонд и т.д.) кроме акта санитарно-эпидемиологического обследования объекта могут понадобиться и другие разрешительные документы. Например, декларация на соответствие требованиям пожарной безопасности (выдается Госслужбой по чрезвычайным ситуациям), разрешение на перевод в нежилой фонд (оформляется в Департаменте архитектуры и местных органах власти).
При выборе организации внутреннего пространства здания может быть уместным как открытая планировка, так и разделение на отдельные кабинеты - все зависит от характера медицинской деятельности, которая планируется. В обоих случаях нужно оценить соответствие площади и других параметров кабинетов установленным требованиям, а далее определяться в дальнейших действиях перепланировки или согласования помещения.
Для открытой планировки законодательство предусматривает правила, согласно которым возможна совместная практика нескольких врачей в одном кабинете. В случае проведения консультаций, врачи могут работать в одном кабинете в разное время.
В неоднозначных случаях, когда кабинеты не полностью отвечают установленным требованиям, правильным решением будет обращение к медицинскому юристу. Вместе со специалистом руководители медучреждений смогут спланировать действия для достижения необходимого соответствия.
Акт санитарно-эпидемиологического обследования является самостоятельным разрешительным документом и необходимой составляющей процесса получения лицензии на медицинскую практику. Его оформление может занимать значительное время в зависимости от специфики медицинской деятельности учреждения и особенностей выбранного помещения. Учет всех юридических нюансов позволяет сделать это быстро и эффективно. Опытные специалисты Law&Med помогут подготовить заведение к инспекционному обследованию и получить акт СЭС в короткие сроки.