В течение последних нескольких лет в Украине был проведен ряд исследований, которые показали, что количество врачебных ошибок, допущенных в ходе оказания медицинских услуг, в десятки раз выше аналогичного показателя в других странах Европы. Хотя при этом у подавляющего большинства врачей были документы о повышении или подтверждении квалификации!
В итоге был сделан вывод, что существующая система аттестации врачей имеет ряд недостатков:
- компетенция и квалификация врача могут не соответствовать друг другу из-за субъективности принятия решений об аттестации;
- врач не имеет стимулов для реального повышения квалификации и развития в профессии, поскольку на это он должен тратить средства, которые не компенсируются даже в долгосрочной перспективе;
- при наличии споров между врачом и пациентом решение выносится комитетом медиков, что провоцирует низкий уровень ответственности медицинских работников.
-
Проблемы, которые я перечислил выше, в конце концов приводят к низкому качеству медицинских услуг, недовольству пациентов и нежеланию врачей что-либо менять.
Что же предлагается взамен?
В срок до пяти лет, то есть, до 2024 года, Министерство здравоохранения Украины будет проводить полную реорганизацию системы, в частности, путём замены непоказательной практики аттестации врачей их лицензированием, осуществляемым абсолютно незаангажированно и объективно.
Стоит отметить, что индивидуальное лицензирование врачей не отменяет необходимость общего лицензирования медицинской деятельности. Это два разных действия, одно из которых делает возможной работу в медицинской сфере и гарантирует право выступать стороной хозяйственных отношений, в то время как другое позволяет работать врачом в принципе — как наемный работник или частный предприниматель. Если цель лицензирования медицинской деятельности — это обеспечение соответствия определенным стандартам в материально-техническом и организационном плане, то индивидуальное лицензирование врачей будет гарантией их квалификации и работы в соответствии с принципами медицинской этики.
Сравнение старой и новой систем
Теперь я хочу сравнить существующее положение вещей и перспективы, которые открывает реформа, обращая особое внимание на ключевые элементы системы.
- Изменения в образовании. Сдача экзаменов «Крок 1» и «Крок 2», соответствующих ведущим мировым стандартам, будет осуществляться в ходе единого государственного квалификационного экзамена. «Крок 3» и в дальнейшем будет завершать обучение в интернатуре.
- Начало работы. Сегодня для начала врачебной практики студенту медицинского вуза достаточно лишь закончить интернатуру и в дальнейшем проходить переаттестацию каждые пять лет. Однако, согласно новой реформе, студенты должны будут проходить резидентуру, во время которой они получат ограниченную лицензию и будут обязаны согласовывать свои профессиональные решения с опытным руководителем. Полную лицензию можно будет получить только после успешного завершения такой практики.
- Профессиональное развитие. Сейчас участие врачей в международных профессиональных мероприятиях является добровольным. После проведения реформы такие действия будут означать автоматическое начисление баллов, которые в итоге станут условием для продления лицензии.
- Орган лицензирования. Главным органом, который будет отвечать за выдачу, продление или отмену действия разрешительных документов, станет Лицензионный совет. В его состав войдут 30 тщательно отобранных врачей, а также несколько независимых экспертов из Европы. Состав Лицензионного совета будет регулярно обновляться.
Что касается перспектив реформы, в целом более высокая, чем сейчас, квалификация врачей не только должна положительно отразиться на статистике заболеваемости и смертности, но и поспособствовать повышению доверия к конкретным специалистам, а также росту авторитета профессии в целом. Думаю, первые изменения мы сможем увидеть уже через несколько лет.