Первый шаг, который необходимо сделать для открытия учреждения здравоохранения, - это разработка бизнес-плана медцентра. Сегодня поговорим об основных аспектах этого процесса.
Какова структура бизнес-плана и с чего начинать?
Во-первых, следует выделить основные вопросы, требующие решения в процессе открытия медучреждения. Каждый из них является самостоятельным и одновременно важной составляющей в общей организации медицинского учреждения.
Профиль заведения и направление деятельности
Сначала желательно провести анализ предложений на рынке. Это необходимо для того, чтобы определить потребность услуг, которые планирует предоставлять клиника, среди потенциальных пациентов. Например, если в данной местности уже работают узкопрофильные учреждения, то открывать еще один с аналогичным перечнем услуг нецелесообразно. Тогда лучше рассмотреть другое направление работы или предложить населению что-то эксклюзивное. При этом надо заметить, что такое развитие событий требует больших финансовых затрат. Планирование направления деятельности обязательно должно подтверждаться финансовыми расчетами, так как от него во многом зависит сумма затрат на организацию медучреждения.
Расположение и выбор помещения
Этот этап охватывает анализ транспортных развязок, выявление потенциальных конкурентов, удобство размещения здания для населения. При этом следует учитывать выбранное направление деятельности медучреждения. В зависимости от него нужно подбирать площадь, отделку помещений, так как для каждой области медицины есть свои особые требования к зданиям и кабинетам. Например, бактериологические и клинико-диагностические лаборатории всегда располагают в здании нежилого фонда, также как и рентгенотделения, МРТ, КТ. Исключения касаются только некоторых дентальных аппаратов с небольшими рабочим нагрузкам, которые можно размещать на площади, смежной с жилой. Здания медучреждений следуют правилам и государственным требованиям ГСН и СанПин.
Что касается рекомендованной законом площади, можно привести следующие примеры: минимальная площадь для кабинета стоматолога, если задействовано одно кресло - 14 м.кв., консультативный кабинет врача составляет 12 м.кв. Многие моменты зависят от оборудования, которое должно быть расположено в кабинетах. Диагностическая и лечебная техника требует выполнения норм по ее введению в оборот, расположению и обслуживанию. Особые условия определены для рентгеноборудования. Необходимо обеспечить соответствующий уровень радиационной безопасности. Кроме того, выполнение всех требований к размещению рентгеновского оборудования станет залогом получения лицензии на рентгенаппараты, без которой невозможно их использование.
Этап выбора расположения и помещений очень важен для будущего оформления медучреждения. Если заведение расположено в удобном месте, организовано легкий доступ к зданию лицам с инвалидностью и маломобильным группам населения, если выполнены требования к организации кабинетов, то учреждение здравоохранения беспрепятственно сможет получить акт санитарно-эпидемиологического обследования, который позволит оформить лицензию на медицинскую практику (условия получения - в постановлении Кабмина от 02.03.2016 № 285). Этот документ подтверждает законность открытия частной клиники в Украине, а также деятельность государственного медучреждения.
Договоренность с медицинским персоналом
Задолго до момента открытия учреждения следует подготовить перечень специальностей согласно с направлением предоставления медуслуг и установить предварительные договоренности с персоналом будущей клиники. Квалифицированные кадры способны создать достойный имидж медицинскому учреждению, ведь внимательных и опытных врачей пациенты будут рекомендовать своим знакомым, тем самым увеличивая количество обращений в клинику. Каждая медицинская отрасль имеет свой перечень специалистов, которым должна быть обеспечена медорганизация. Вопрос кадров для медицинских учреждений регулируются приказом МОЗ Украины № 117 от 29 марта 2002 г.
Стартовые затраты
- Обустройство помещений. Нужно спланировать выделение средств на арендную плату, коммунальные услуги, возможные реконструкции и ремонт. Важная деталь: следует обратить внимание на мощность электролиний - она должна соответствовать требованиям для установки и эксплуатации медтехники;
- Оборудование и материалы. Обычно к моменту закупки оборудования лучше проконсультироваться с врачом, который будет им пользоваться. Особенно это касается сложной техники (рентген, КТ, МРТ, УЗИ-аппаратов). Следует обсудить со специалистом модели и марки техники, которая наилучшим образом будет соответствовать установленным требованиям. Медтехника должна иметь сертификат соответствия техническому регламенту, что гарантирует ее соответствие нормам безопасности и дает разрешение на использование согласно указанных целей. Это важный момент, который нужно учитывать при покупке аппаратов, особенно тех, которые уже были в использовании;
- Оплата труда. Необходимо сформировать фонд оплаты труда (сюда входит налог и военный сбор) и выбрать условия ее расчета (ставка, добавление процентов или др.);
- Смета и себестоимость услуг. Данный этап необходим для расчета себестоимости каждой медуслуги, которую будет предоставлять учреждение, и определения условий самоокупаемости, закладки норм прибыли и расчета периода достижения «точки безубыточности», момента доходности инвестиций. За помощью в классификации и анализе процессов деятельности медучреждения стоит обратиться к медицинскому юристу.
Разработка бизнес-плана - залог того, что будут учтены все аспекты подготовки и оформления заведения здравоохранения и должным образом пройдёт инспекция учреждения госорганами для получения разрешительных документов на ведение медпрактики. В процессе составления бизнес-плана в случае возникновения сомнений лучше обратиться к опытным юристам Law&Med, которые используют свой опыт в таких расчетах и оформлении лицензионной документации вам на пользу.