Электронный формат документов в последнее время получает спрос в медицинской сфере. Диджитализация медицины направлена на облегчение процесса получения медуслуг населением и упрощение «бумажной» работы врачей. Как это выглядит на практике - разберем дальше.
Команда Минцифры видит цель своей деятельности в создании удобного государственного сервиса, который будет эффективным и работающим для удобства человека. Движение в направлении режима «без бумаг» подтвердился принятием Верховной Радой законопроекта о Рaperless №5495. Согласно ему, информация о госпроцессах должна содержаться в госреестрах, поэтому человеку не нужно будет предоставлять госорганам бумажные справки, удостоверения, ксерокопии и т.п., а также стоять в очередях. Информацию о человеке можно будет сгенерировать на специальных сервисах. Этот закон ускоряет цифровизацию Украины, создавая цифровое государство, в котором интересы человека становятся на первое место. В дальнейшем планируется все госпроцессы перевести в экосистему Дія.
Основные направления цифровизации госпроцессов
- Цифровое законодательство. Каждая услуга предоставляется в соответствии с регламентирующими законами, приказами министерств, постановлениями Кабмина. Для перевода сервисов в электронный формат, необходимо внести изменения в соответствующие документы. Уже разработаны первые законопроекты, которые касаются госреестров, электронных публичных услуг и др.
- Цифровые документы. В настоящее время цифровой паспорт уже находится на одном уровне с физическим. С 23 августа все государственные и частные учреждения Украины будут его принимать. Минцифра планирует сделать электронными все документы, являющиеся важнейшими для оформления услуг.
- Электронный документооборот. Электронные документы в медицине требуют наличия надежной системы электронного документооборота клиники. Необходимо соответствие единому стандарту для власти и бизнеса, а также ЕС ASIC. Таким образом будет удобно заключать договоры, подписывать заявления на едином портале.
- Электронные услуги для любых ситуаций. В настоящее время портал Дія предлагает более 70 услуг в онлайн-формате для украинцев. Здесь можно зарегистрировать бизнес, оформить помощь и тому подобное.
На стадии разработки находится внедрение новых услуг на портале Дія. К 2024 г. планируется перевести в цифровой режим услуги: оформление декларации с семейным врачом, получение электронного больничного, назначение пенсии или субсидии и т.д. Кстати, с июня по сентябрь 2021 обозначен переходный период для внедрения е-больничных, в течение которого медицинские учреждения будут постепенно переходить на создание медицинских заключений в электронной форме. А уже с 1 сентября их формирование должно быть только в электронном виде.
Законодательные аспекты
Что касается ведения медицинских форм в электронном виде, то этот вопрос регулируется введенным МОЗ в 2005г. Приказом №330, в котором указывается перечень форм строгой отчетности, которые обязательно должны вести на бумажных носителях и таких, которые можно вести в электронном виде. На данный момент приказ содержит 2833 формы документов, которые нужно вести в бумажном виде. В соответствии с Приказом МОЗ №157, вступившим в силу 13 марта, некоторые формы документации утратили силу. Например, контрольная карта диспансерного наблюдения, талон на прием к врачу и др. В этом перечне есть и медицинская карта студента, книга записей вызовов врачей на дом. Интересно, что последние формы до сих пор записаны в Приказе № 330. Поэтому ориентироваться нужно именно на этот Приказ для того, чтобы правильно оформлять бумажную документацию. В случае возникновения вопросов по поводу документооборота или любых юридических вопросов медучреждения, обращайтесь за разъяснениями к медицинским юристам.
Цифровая грамотность медицинских работников
Пандемия COVID-19 подтолкнула к ускорению применения цифровых технологий медиками. Это должно сделать работу врача эффективной и наладить взаимодействие с пациентами в условиях онлайн-формата.
На портале «Дія. Цифровое образование» медработники могут проверить свои знания и установить свой уровень цифровой грамотности. Нужно ответить на 60 вопросов и в соответствии с результатами получить сертификат. Вывод этого теста позволит развивать и совершенствовать ослабленные цифровые навыки. Овладение цифровыми технологиями должно упростить медработникам процесс выполнения ежедневной работы.
Законопроект о Рaperless имеет целью создать легкое взаимодействие между человеком и государством, когда госаппарат выступает в качестве поясняющего сервиса. Получайте необходимые уточнения по поводу новых стандартов документооборота и цифровых технологий в медицинской сфере на консультациях профессиональных юристов. Компания Law&Med предлагает свои знания и опыт для развития вашего дела.