Медицинская реформа в Украине внедряет новые процедуры и меняет уже существующие. Это можно увидеть на примере введения лицензии врача и перехода к системе электронных листов нетрудоспособности. О последних поговорим подробнее.
Содержание нововведения
Уже некоторое время продолжается внедрение системы электронных листков нетрудоспособности, то есть создание единой системы, в которой будут отображаться данные о пациенте, заболевании, продолжительности больничного отпуска и учреждении здравоохранения, выдавшего больничный. Данная система прежде всего предназначена для удобства Пенсионного фона и Фонда соцстраха на случай временной потери трудоспособности, ведь они смогут более детально планировать расходы на оплату больничных и более эффективно проводить экспертизу временной нетрудоспособности. А именно, в ходе видеоконференции Комитета по вопросам соцполитики 9 декабря 2020 было отмечено, что электронный больничный будет предотвращать затраты на фальсифицированные больничные, выписываемых прошедшей датой в бумажном варианте документов.
Единый электронный реестр
Новый процесс базируется на хранении и использовании данных о создании, выдаче и продлении больничных. Они хранятся в Едином электронном реестре, с помощью которого реализуются права застрахованных лиц на помощь при нетрудоспособности, беременности и родах. Также это гарантирует оплату первых пяти дней болезни, которая обычно осуществляется за счет работодателя.
В реестре также содержится учетный номер налогоплательщика, причина и период, в который особа была не работоспособна. Информация из реестра предоставляется:
- Лицу - владельцу данных;
- Страховщику за период, когда есть фиксированные с ним через электронный кабинет трудовые отношения;
- Лицу, зафиксировавшему временную нетрудоспособность. Процесс удостоверения должен проходить в электронной системе здравоохранения.
С 01.05.2021 года применяется Порядок организации ведения Электронного реестра листов нетрудоспособности и предоставления информации из него, утвержденный Постановлением КМУ от 17 апреля 2019 № 328.
Схематично новую систему можно представить следующим образом:
- Пациент обращается к врачу.
- Врач формирует медицинское заключение о временной нетрудоспособности.
- Внесение медицинского заключения в электронную систему здравоохранения eHealth.
- Формирование Пенсионным фондом записей в Реестре.
- Выдача листа нетрудоспособности в электронном виде.
Лист нетрудоспособности может быть сформирован в бумажном виде как выписка из Реестра, или передаваться работодателю в электронном виде.
Фактические сведения процесса
- В течение 2020г. электронную медицинскую карту получили 13миллионов граждан;
- Запуск электронного больничного в тестовом режиме планировался летом 2020г, но впоследствии его перенесли на 2021г.;
- Возможна интеграция электронного кабинета пациента с приложением «Дія», что запланировано Минздравом.
Учитывая, что система Реестра получает данные из электронной системы здоровья, учреждение обязательно должно быть подключено к eHealth с помощью медицинской информационной системы (МІС), а врачи, имеющие право выдавать больничный, обязательно указаны как медперсонал и должны иметь собственную электронную цифровую подпись в системе. Сейчас есть вопрос к поставщику МІС, имеет ли она все необходимые модули для такого сотрудничества. Также это можно проверить с помощью сервиса eHealth: https://ehealth.gov.ua/pidklyucheni-do-ehealth-mis/
Для того, чтобы данная система заработала, необходимо принятие Минздравом ряда нормативных актов, в частности утверждение «Порядка формирования и выдачи медицинских заключений о временной нетрудоспособности в Реестре медицинских заключений электронного здравоохранения», который на данный момент существует лишь в виде проекта.
На практике неизвестно - заработает данная система полноценно с 1 мая, ведь ее внедрение уже несколько раз откладывалось. Заместитель министра здравоохранения подчеркивал, что за последнее время разработаны правки для некоторых постановлений Кабмина, касающихся Электронного реестра листов нетрудоспособности. Сейчас они ожидают принятия.
В проекте «Порядка формирования и выдачи медицинских заключений ...» отмечается, что все нормы, которые регламентировали процесс выдачи больничных листов в бумажном виде, теряют силу с момента его утверждения, но применяются до того времени, когда появится техническая возможность внесения данных в Реестр медицинских заключений в электронной системе здравоохранения. То есть в начальном периоде электронные документы будут существовать параллельно с бумажными.
Как и в процессе формирования постановлений по лицензированию Минздрава Украины, или каких-либо изменений в медицинском праве, законодательством предусмотрен определенный переходный период для внедрения этих изменений. Это также касается и электронных листов нетрудоспособности. Новая система оформления больничных должна постепенно наладить и упростить взаимодействие врачей, пациентов, работодателей и страховых представителей.