В прошлых публикациях я поднимал вопросы открытия в Украине медицинских центров, стоматологических клиник, лабораторий и банков пуповинной крови, а теперь хочу начать цикл статей об открытии и лицензировании ещё одного типа учреждений сферы здравоохранения, а именно — аптек.
С чего начать?
Как и в ситуации с другими медучреждениями, чтобы открыть аптеку, на первом этапе необходимо определиться с организационно-правовой формой предприятия и пройти процедуру государственной регистрации. Согласно действующему законодательству, открывать аптеки могут как ФЛП, так и юридические лица.
Следующий шаг — это выбор системы налогообложения. Практика показывает, что оптимальный вариант для юрлиц — это общая система с налогом на прибыль, а физлицам лучше регистрироваться как частные предприниматели – плательщики единого налога 2 группы. В этом случае нет необходимости регистрации в качестве плательщиков НДС, что в целом достаточно ощутимо влияет на прибыль медучреждения. Во всех остальных вариантах и физлица, и юрлица должны платить НДС на общих основаниях.
Лицензирование аптеки
Далее важно подумать о лицензировании аптеки. Для получения лицензии заявитель должен лично, по почте или посредством передачи данных онлайн предоставить на рассмотрение лицензирующему органу — Государственной службе Украины по лекарственным средствам следующий пакет документов:
- заявление;
- ведомости с указанием состояния материально-технической базы медучреждения и его кадрового состава.
Решение о выдаче лицензии или же отказе в ее предоставлении принимается на протяжении десяти рабочих дней с момента регистрации документов. Если проверка показывает соответствие реальных условий заявленным данным, лицензия выдается на неограниченный срок. В этом случае заявитель должен оплатить ее получение в сумме равной одной минимальной заработной плате.
Здесь хочу обратить ваше внимание на один важный момент: поскольку некоторые медицинские препараты относятся к группе прекурсоров, психотропных средств и наркотических веществ, реализация их в аптеке требует получения отдельной лицензии. Как и кому ее необходимо оформлять, я обязательно расскажу в следующих публикациях.
Требования к помещениям и персоналу
К помещениям для аптек выдвигается достаточно много требований. Полностью ознакомиться с ними можно в Лицензионных условиях ведения хозяйственной деятельности по розничной реализации лекарственных средств.
Однако основные из них я хочу перечислить здесь. Итак, для реализации медикаментов аптека должна соответствовать следующим параметрам:
- расположение в отдельном помещении нежилого или выведенного из жилого фонда;
- размещение на первых этажах зданий с отдельным входом (за некоторыми исключениями);
- наличие отдельного торгового зала, материальной комнаты (для хранения лекарств), служебно-бытовых помещений;
- располагать определённой площадью (минимум 50 квадратных метров для аптек, расположенных в городе, 40 и более квадратных метров для аптек, которые находятся в ПГТ, и не менее 30 для сельских аптек).
Отдельные требования выдвигаются к аптечным киоскам. Их нужно размещать в обособленных помещениях, расположенных в капитальных зданиях, площадь которых не менее 8 квадратных метров. Такие киоски обычно оборудуют на вокзалах, в аэропортах и так далее.
Что касается требований к персоналу аптек, важно, чтобы все лица, которые будут заниматься производством лекарственных средств или их реализацией в пределах данного медучреждения, имели профильное образование. С полным списком таких должностей можно ознакомиться в Указе № 385, также я планирую подробно остановиться на этом вопросе в своих следующих статьях.
В следующих публикациях я продолжу тему открытия и лицензирования аптек, акцентировав внимание на отдельных нюансах и важных этапах этого процесса.