С ростом спроса на частную медицину в Украине все чаще возникает вопрос, как открыть медицинский центр, и сегодня я хочу ответить на него максимально подробно.
Регистрация субъекта хозяйственной деятельности
Начну с наиболее популярного вопроса: кто же может открыть медучреждение? Правильный ответ — любой взрослый и дееспособный человек. После упрощения правил лицензирования необходимость иметь профильное образование для того, чтобы открыть медицинскую клинику или кабинет, отпала. Теперь достаточно зарегистрироваться как физическое лицо — предприниматель и нанять в штат медработников с квалификацией согласно заявленной специализации. Возможен и другой вариант — основать юридическое лицо. Плюсы и минусы каждой из альтернатив нужно рассматривать отдельно. В первом случае, конечно, все гораздо проще с оформлением и ведением отчетности, но и риски выше, ведь предприниматель отвечает своим имуществом в случае возникновения проблем. Впрочем, альтернативный вариант тоже имеет свои нюансы и подойдёт скорее для крупных клиник, чем для небольших кабинетов. Однако в любом случае после регистрации ФЛП или юрлица придётся переходить к наиболее важному этапу в оформлении медучреждения — лицензированию.
Лицензирование медучреждений
Согласно Лицензионным условиям для медицинской деятельности, которые были утверждены постановлением Кабинета министров Украины №285 от 2 марта 2016 года, для получения разрешительного документа необходимо подать в лицензирующий орган (МОЗ) следующие документы:
- заявление;
- ведомости о материально-технической базе медучреждения с указанием его специализации;
- сведения обо всех сотрудниках с указанием их образования и квалификации;
- описание всего перечисленного.
Юридическому лицу нужно предоставить копии уставных документов, а также подтвердить наличие на входе в медучреждение вывески с его названием. ФЛП также необходимо позаботиться о вывеске с указанием специализации.
Заявление вместе с документами может подаваться лично, пересылаться по почте (при условии описания вложений) или же подгружаться через портал электронных сервисов при наличии электронной подписи у заявителя.
Основные требования к помещению и сотрудникам медучреждения
Больше всего вопросов, конечно, вызывает второй пункт — материальная база. Единых стандартов тут нет, ведь нормы зависят от специализации медучреждения и количества персонала в штате. В любом случае необходимо подтвердить право владения или аренды помещений, которые планируется использовать, и, если речь идёт не о предоставлении первичной медицинской помощи, также надо будет предоставить акт обследования СЭС. Дополнительно необходимо подготовить полный список помещений медучреждения с описанием их оснащения и данными об имеющейся измерительной технике.
Что касается кадрового вопроса, здесь есть следующие требования. Как я уже говорил, информация о медработниках, которая подаётся вместе с заявлением на получение лицензии, должна содержать их ФИО, рабочий стаж и подтверждение квалификации. Причём, стаж работы по специальности должен составлять не менее трёх лет. В противном случае допуск к работе возможен только после прохождения стажировки. Также хочу обратить внимание на ещё один очень важный момент — все заявленные специальности должны быть закрыты хотя бы одним сотрудником (допускается вариант работы по совместительству).
Чтобы максимизировать вероятность получения лицензии, все вопросы по поиску и оснащению помещений, а также подбору персонала необходимо закрыть до момента подачи заявления.
Получение лицензии
Решение о предоставлении лицензии принимается в течение десяти рабочих дней после регистрации заявления и в обязательном порядке публикуется на сайте МОЗ. В случае принятия положительного решения необходимо в течение месяца трудоустроить всех людей, о которых подавались данные. Если же это по какой-либо причине невозможно, обязательно нужно уведомить лицензирующий орган. Невыполнение лицензионных условий ведёт к административной ответственности (штраф от 17000 гривен).
Срок действия лицензии неограничен. Также медучреждение может проходить периодическую аккредитацию с целью подтверждения высокого качества сервиса и предоставляемых услуг.