Необходимое условие открытия и работы медцентра в правовом поле — это предварительное оформление разрешительного документа.
Общий порядок получения лицензии выглядит следующим образом:
- Выбор района и помещения под медучреждение.
- Планирование обустройства и оснащения помещения согласно актуальным стандартам отрасли.
- Подбор врачей и другого медицинского персонала.
- Оформление необходимых документов.
- Разработка бизнес-модели дальнейшего развития и масштабирования клиники.
Указанный порядок не является единственно правильным и может меняться в зависимости от количества медработников, имеющегося бюджета, специализации учреждения и ряда других факторов.
В любом случае обязательным условием является соответствие имеющегося помещения, оснащения и персонала действующим лицензионным условиям.
Рассмотрим основные этапы на пути к получению лицензии подробнее.
Шаг 1. Как правильно выбрать район и помещение под медицинский центр?
Медицинский центр лучше всего открывать там, где постоянно живет или работает большое количество людей. Людям обычно удобно посетить врача по пути с работы домой и наоборот, а также в обеденный перерыв.
Удачное расположение уже само по себе способно обеспечить половину успеха. Идеально подходят помещения, расположенные неподалеку от остановок общественного транспорта и в спальных районах.
Само помещение должно располагаться только в нежилом фонде. Это может быть и 1–2 этаж жилого здания при условии, что помещения под клинику были предварительно выведены из жилого фонда.
Уже после получения лицензии стоит провести рекламную кампанию, основная цель которой — информирование об открытии нового медицинского учреждения. Маркетинговые мероприятия могут включать как офлайн-, так и онлайн-рекламу.
Шаг 2. Как обустроить помещение медицинского центра?
При выборе помещения стоит отталкиваться от направления работы клиники и количества персонала. Если требования к обустройству кабинетов для различных специалистов совпадают, то они могут принимать в одном и же помещении поочередно. Единственным условием в таком случае является отражение этой ситуации в штатном расписании, поскольку врачи не должны пребывать в одном и том же кабинете одновременно. Таким образом, если оказание медицинских услуг не требует применения специфического оборудования, то вполне можно сэкономить место и средства на обустройство клиники, предусмотрев прием специалистов различного профиля, например, терапевта и невропатолога, в одном и том же кабинете.
Если же вы планируете организовать в клинике прием специалистов, к обустройству кабинетов которых законодательством выдвигаются особые требования, то их соблюдение является обязательным.
В целом оснащение помещения медицинского центра должно соответствовать следующим условиям:
- площадь каждого кабинета должна составлять не менее 14 квадратных метров;
- требуется оснастить и отобразить на плане клиники все необходимые вспомогательные помещения, включая гардероб, приемную, туалет и так далее;
- Все коммуникации, в частности, водо-, энерго- и теплоснабжение должны быть подведены с учетом действующих норм и исправно функционировать;
- для подтверждения соответствия помещения требованиям законодательства необходимо получить акт СЭС.
Шаг 3. Как правильно подобрать врачей и других медработников?
Согласно действующему законодательству для получения лицензии на медицинский центр важным условием является соответствующее образование и квалификация персонала, наличие которых должно подтверждаться следующими документами:
- дипломом государственного образца;
- медицинским сертификатом;
- справкой о присвоении или подтверждении квалификационной категории по специальности;
- свидетельством о прохождении курсов повышения квалификации и переподготовки младших медицинских сотрудников;
- копией или выпиской из трудовой книжки за последние пять лет.
Шаг 4. Какие документы понадобятся для открытия медицинского центра?
Соответствие медицинского центра законодательным требованиям подтверждается наличием следующих документов:
- ведомостей о состоянии материально-технической базы медучреждения;
- данных об образовании и квалификации медицинского персонала;
- акта СЭС (при необходимости);
- описи всего имеющегося оснащения и оборудования.
Для получения лицензии к этим документам также необходимо добавить соответствующее заявление.
После подачи документов МОЗ будет их рассматривать на протяжении 10 рабочих дней. В данный момент в связи с карантинными ограничениями и геополитической ситуацией этот срок может быть несколько увеличен.
После получения положительного решения важно в течение 10 дней оплатить государственный сбор за выдачу лицензии. Стоит помнить, что просрочка платежа может стать причиной аннулирования лицензии.
Шаг 5. Как выйти на окупаемость медицинского центра?
Согласно стандартному бизнес-плану срок окупаемости медцентра в среднем составляет от двух лет. Первые выводы можно делать по истечению полугода с момента его открытия. Если к этому времени посещаемость достигает стандартных для данного района показателей, это можно считать хорошим результатом, который демонстрирует высокую рентабельность нового медицинского учреждения.
Если дела продолжают идти хорошо и в течение следующих шести месяцев, то можно задумываться о масштабировании и открывать филиалы клиники.