Статьи

Как получить лицензию для медицинского центра?

Необходимое условие открытия и работы медцентра в правовом поле — это предварительное оформление разрешительного документа.

Общий порядок получения лицензии выглядит следующим образом:

  1. Выбор района и помещения под медучреждение.
  2. Планирование обустройства и оснащения помещения согласно актуальным стандартам отрасли.
  3. Подбор врачей и другого медицинского персонала.
  4. Оформление необходимых документов.
  5. Разработка бизнес-модели дальнейшего развития и масштабирования клиники.

Указанный порядок не является единственно правильным и может меняться в зависимости от количества медработников, имеющегося бюджета, специализации учреждения и ряда других факторов.

В любом случае обязательным условием является соответствие имеющегося помещения, оснащения и персонала действующим лицензионным условиям.

Рассмотрим основные этапы на пути к получению лицензии подробнее.

Шаг 1. Как правильно выбрать район и помещение под медицинский центр?

Медицинский центр лучше всего открывать там, где постоянно живет или работает большое количество людей. Людям обычно удобно посетить врача по пути с работы домой и наоборот, а также в обеденный перерыв.

Удачное расположение уже само по себе способно обеспечить половину успеха. Идеально подходят помещения, расположенные неподалеку от остановок общественного транспорта и в спальных районах.

Само помещение должно располагаться только в нежилом фонде. Это может быть и 1–2 этаж жилого здания при условии, что помещения под клинику были предварительно выведены из жилого фонда.

Уже после получения лицензии стоит провести рекламную кампанию, основная цель которой — информирование об открытии нового медицинского учреждения. Маркетинговые мероприятия могут включать как офлайн-, так и онлайн-рекламу.

Шаг 2. Как обустроить помещение медицинского центра?

 

При выборе помещения стоит отталкиваться от направления работы клиники и количества персонала. Если требования к обустройству кабинетов для различных специалистов совпадают, то они могут принимать в одном и же помещении поочередно. Единственным условием в таком случае является отражение этой ситуации в штатном расписании, поскольку врачи не должны пребывать в одном и том же кабинете одновременно. Таким образом, если оказание медицинских услуг не требует применения специфического оборудования, то вполне можно сэкономить место и средства на обустройство клиники, предусмотрев прием специалистов различного профиля, например, терапевта и невропатолога, в одном и том же кабинете.

Если же вы планируете организовать в клинике прием специалистов, к обустройству кабинетов которых законодательством выдвигаются особые требования, то их соблюдение является обязательным.  

В целом оснащение помещения медицинского центра должно соответствовать следующим условиям:

  • площадь каждого кабинета должна составлять не менее 14 квадратных метров;
  • требуется оснастить и отобразить на плане клиники все необходимые вспомогательные помещения, включая гардероб, приемную, туалет и так далее;
  • Все коммуникации, в частности, водо-, энерго- и теплоснабжение должны быть подведены с учетом действующих норм и исправно функционировать;
  • для подтверждения соответствия помещения требованиям законодательства необходимо получить акт СЭС.

Шаг 3. Как правильно подобрать врачей и других медработников?

Согласно действующему законодательству для получения лицензии на медицинский центр важным условием является соответствующее образование и квалификация персонала, наличие которых должно подтверждаться следующими документами:

  • дипломом государственного образца;
  • медицинским сертификатом;
  • справкой о присвоении или подтверждении квалификационной категории по специальности;
  • свидетельством о прохождении курсов повышения квалификации и переподготовки младших медицинских сотрудников;
  • копией или выпиской из трудовой книжки за последние пять лет.

Шаг 4. Какие документы понадобятся для открытия медицинского центра?

Соответствие медицинского центра законодательным требованиям подтверждается наличием следующих документов: 

  • ведомостей о состоянии материально-технической базы медучреждения;
  • данных об образовании и квалификации медицинского персонала;
  • акта СЭС (при необходимости);
  • описи всего имеющегося оснащения и оборудования.

Для получения лицензии к этим документам также необходимо добавить соответствующее заявление.

После подачи документов МОЗ будет их рассматривать на протяжении 10 рабочих дней. В данный момент в связи с карантинными ограничениями и геополитической ситуацией этот срок может быть несколько увеличен.

После получения положительного решения важно в течение 10 дней оплатить государственный сбор за выдачу лицензии. Стоит помнить, что просрочка платежа может стать причиной аннулирования лицензии.

Шаг 5. Как выйти на окупаемость медицинского центра?

Согласно стандартному бизнес-плану срок окупаемости медцентра в среднем составляет от двух лет. Первые выводы можно делать по истечению полугода с момента его открытия. Если к этому времени посещаемость достигает стандартных для данного района показателей, это можно считать хорошим результатом, который демонстрирует высокую рентабельность нового медицинского учреждения.

Если дела продолжают идти хорошо и в течение следующих шести месяцев, то можно задумываться о масштабировании и открывать филиалы клиники.