Государственная аккредитация медицинского учреждения должна подтверждать высокий уровень услуг и их соответствие законодательно установленным критериям. Как я уже отмечал в предыдущих публикациях, недавно на законодательном уровне процесс прохождения аккредитации медучреждений был упрощен, и также он перестал быть обязательным требованием для работы в этой сфере.
Правовая база
Определение той или иной аккредитационной категории происходит на основе определенных стандартов и критериев, утвержденных Приказом министерства здравоохранения Украины №142 от 14 марта 2011 года «О совершенствовании государственной аккредитации учреждений здравоохранения».
Критерии качества предоставления услуг
Аккредитация медучреждений — это, собственно, экспертная проверка их соответствия установленным критериям, результат которой оценивается в баллах — от 0 до 30 по каждому из пунктов. В дальнейшем эти результаты вносятся в форму экспертного заключения и суммируются. Если какой-либо из разделов не оценивается, в соответствующей графе ставится прочерк («-») вместо 0.
Критерии аккредитации являются процентным соотношением суммы баллов, которые были набраны медучреждением, и максимально возможной оценки. Они устанавливают соответствие медучреждения стандартам и определяют его аккредитационную категорию либо же являются аргументом для отказа в ее присвоении. При условии получения в результате не менее 70% от всех стандартов, которые оценивались, выносится положительное решение и, соответственно, присваивается аккредитационная категория:
- высшая категория (90-100%);
- первая категория (80-90%);
- вторая категория (70-80%).
При этом предельно возможный результат, который может быть достигнут медучреждением, состоит из суммы баллов по каждому из стандартов, подлежащих оценке. То есть, заведение оценивается на соответствие только тем пунктам стандартов, которые соответствуют профилю этого заведения, а также виду помощи, оказываемой в нем. Из этого следует, что максимальное количество баллов зависит от типа медучреждения. В частности, некоторые пункты актуальны только для государственных клиник, другие же не касаются оказания первичной медицинской помощи и так далее.
Стандарты оценивания
В целом под стандартами понимают определенные требования к условиям, процессам и результатам оказания медицинской помощи, диагностических услуг и профилактических мероприятий в поликлиниках, больницах, кабинетах. Качество работы каждого учреждения здравоохранения оценивают по трем основным стандартам:
- менеджмент и кадровая политика;
- финансы и материальные ресурсы;
- качество медицинских услуг.
Именно последний пункт является ключевым, и поэтому главным условием для получения аккредитационной категории считаются высокий профессионализм персонала, наличие необходимых материально-технических условий для предоставления услуг, эффективное использование имеющихся ресурсов и отличный результат от проведения медицинских вмешательств.