На этот раз в своем блоге я хочу рассмотреть тему, актуальную для любого медицинского бизнеса, который предполагает использование наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. В этом случае требуется получить отдельную лицензию на прекурсоры. В свою очередь, обязательным условием для ее оформления является предварительное разрешение от Нацполиции на использование объектов и помещений для хранения наркотиков. Именно этот документ, а также условия его получения дальше я рассмотрю подробнее.
Законодательная база
Юридической основой для получения указанного разрешения является приказ Министерства внутренних дел №52 от 29.01.2018. Он отменяет предыдущий приказ МВД от 15.05.2009 № 216 «Об утверждении Требований к объектам и помещениям, предназначенным для осуществления деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и хранения изъятых из незаконного оборота таких средств и веществ».
Ключевые условия
В этом документе прописаны требования как для медицинских, так и для аптечных учреждений и складов. Они несколько отличаются между собой. Кроме того, есть нюансы в зависимости от типа медицинских препаратов.
Думаю, целесообразно отметить основные требования, которые выдвигает МВД в своем приказе для открытых мест хранения — объектов и для закрытых — помещений:
- объекты следует ограждать забором и обустраивать их на более низком уровне по отношению к близлежащим домам;
- всю территорию медучреждения или аптеки необходимо защитить многорубежной сигнализацией;
- стены, пол и потолок всех комнат должны быть надежными: эквивалент прочности стен — кирпич толщиной не менее 50 сантиметров;
- окна нужно закрыть решетками из металла;
- входные двери должны плотно прилегать к дверной коробке, их изготавливают из металла или дополнительно укрепляют, а изнутри дверной проем защищают стальной решеткой;
- прекурсоры необходимо хранить в сейфах или металлических шкафах, которые крепятся к полу или стене.
Хочу обратить особое внимание на пункт о необходимости установки сигнализации с точечными электроконтактными и/или магнитоконтактными извещателями. Он является желательным, но не всегда обязательным. Например, ФЛП при наличии лицензии на осуществление хозяйственной деятельности по медицинской практике могут обойтись и без этой системы, так же как и аптечные учреждения, здания которых изначально не имели такого предназначения. В этих случаях достаточно обычной местной сигнализации.
Порядок и сроки получения разрешения
Места хранения наркотиков медицинские учреждения определяют самостоятельно. После того, как это будет сделано, необходимо позаботиться об удовлетворении требований, указанных выше. Следующий этап — это подача заявления и других документов в территориальное подразделение МВД.
Вместе с заявлением подается следующее:
- заверенные копии устава медучреждения с указанием данных о необходимости применения в работе наркотиков;
- заверенные копии бумаг о праве собственности/аренды на недвижимость или объекты, для использования которых необходимо данное разрешение;
- план-схема всех объектов и помещений с указанием мест концентрации наркотических веществ, а также маршрута их транспортировки, если такие действия предусматриваются;
- доказательства наличия сигнализации и надлежащей охраны заведения;
- данные о работниках, которые будут контактировать с наркотическими веществами и прекурсорами.
Вся информация будет тщательно проверяться представителями МВД, что отразится в соответствующем акте. На его основе выносится официальное решение о предоставлении разрешения или отказа в нем с указанием условий, которые стали причиной этого. Повторная подача заявления возможна только при условии устранения указанных причин. Также заявитель может оспорить решение в стандартном порядке.
Тему оформления разрешения и лицензии на использование наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в медицине я обязательно продолжу в следующих публикациях.