Статьи

Стандарты аккредитации медицинских учреждений

Сегодня я хочу продолжить актуальную тему, связанную с получением аккредитационной категории. Поскольку государственная аккредитация медицинских учреждений проводится согласно определенным стандартам, считаю необходимым подробнее рассмотреть их разделы, а также принципы, по которым осуществляется оценивание. 

Таким образом, в данной публикации речь будет идти о стандартах, являющихся определенными требованиями к качеству услуг, которые предоставляются в медицинском учреждении. Эти стандарты включают критерии, оценивающие процесс, условия и результаты оказания таких услуг, и методика их применения также будет рассмотрена ниже.

Разделы стандартов аккредитации медучреждения

При проведении экспертной проверки стандарты, соответствие которым оценивается, включают следующие разделы:

  • управление учреждением;
  • обеспечение кадрами;
  • права, обязанности и безопасность пациентов;
  • управления структурным подразделением учреждения;
  • функционирование медико-информационной службы;
  • метрологическое обеспечение;
  • санитарно-эпидемическое состояние;
  • охрана труда;
  • эксплуатация зданий и сооружений;
  • качество лечебно-профилактической помощи и так далее.

Другие стандарты соответствуют направлениям оказываемой медицинской помощи, и могут включать, например, комбустиологию, переливание крови или реабилитацию.

Давайте рассмотрим оценку критериев на примере раздела стандартов, включающего права, обязанности и безопасность пациентов, поскольку главной целью аккредитации как раз и является обеспечение гарантий получения качественной медицинской помощи и защита от действий или бездействия неквалифицированных медицинских работников. Данный критерий предполагает проверку самых различных аспектов, в том числе, и проведения мероприятий по предупреждению злоупотреблений работниками медучреждения, соблюдение медицинским персоналом принципа конфиденциальности информации и многое другое. В целом критерий включает 21 пункт, причем максимальное количество баллов, которые начисляются за соблюдение разных пунктов, отличается.

Так, например, пункт "Проведение мероприятий по предупреждению злоупотреблений работниками медучреждения" оценивается бинарно: 0 баллов за несоблюдение требования и 3 балла — за соблюдение. Аналогично оценивается и пункт "Соблюдение процедуры получения информированного согласия пациентов об участии в экспериментальных программах", но количество баллов, которые можно набрать, отличается: 0 баллов за несоблюдение требования и 5 баллов — за соблюдение. А вот для пункта "Соблюдение Порядка осуществления надзора за побочными реакциями лекарственных средств, разрешенных к медицинскому применению" используется три варианта оценки: 0 баллов за несоблюдение требования, 5 баллов — за частичное соблюдение и 10 баллов — за полное соответствие.

Именно по такому принципу проводится оценка соответствия медучреждения и другим стандартам — как общим, так и узкопрофильным.

Как я уже отмечал ранее, оцениванию подлежат не все стандарты, а только те, которые соответствуют профилю и сфере деятельности медицинского учреждения. Это означает, что в ходе подготовки к прохождению аккредитационной экспертизы необходимо определить, какие виды медпомощи оказывает именно ваше медицинское учреждение. Собственно, это те же данные, которые вы указывали перед тем как открыть частную клинику в Украине в сведениях о ее материально-технической базе.

Як зависит аккредитационная категория от оценки стандартов?

Для определения аккредитационной категории используется соотношение в процентах максимально возможной суммы баллов к сумме баллов, полученной медучреждением во время проверки. Максимальная сумма баллов, которую может набрать медицинское учреждение, исходя из вышеуказанных параметров, принимается за 100%.

Как я уже отмечал в предыдущей публикации на тему аккредитации медицинских учреждений, в зависимости от полученного процента медучреждению может быть присвоена одна из аккредитационных категорий:

  • вторая (70-79,9%);
  • первая (80-89,9%);
  • высшая (90% и более).

Также замечу, что получение высшей категории возможно лишь при условии наличия сертификата о соответствии системы управления качеством, внедренной в учреждении, требованиям национального стандарта ДСТУ ISO серии 9000.

Давайте опять вернемся к конкретному примеру и рассмотрим связь полученных баллов и присвоенной аккредитационной категории на практике.

Допустим, что для определенного медучреждения, оказывающего первичную медицинскую помощь, максимально возможная сумма баллов составляет 751. Это означает, что в ходе экспертизы по всем стандартам, которые оцениваются, ему необходимо набрать не менее 525 баллов. Если же сумма окажется меньше, то экспертная комиссия будет вынуждена отказать в аккредитации.

Надеюсь, вы получили ответы на вопросы по оценке стандартов в ходе аккредитации. В ближайшее время я продолжу эту тему, и подробнее расскажу о Государственной аккредитационной комиссии и необходимых для прохождения аккредитации документах.