Статьи

медицинский директор

Сегодня я хочу рассказать об утверждённых Министерством здравоохранения Украины изменениях в квалификационном справочнике (Выпуск 78 «Охрана здоровья»). Нововведений достаточно много, и в статье я рассмотрю их подробнее.

Основные изменения

Одно из основных новшеств — исключение квалификационных характеристик для следующих специальностей:

  • главный врач;
  • заместитель главного врача;
  • заместитель главврача по медицинскому делу. 

Вместе с тем, в Выпуске 78 появились новые квалификационные характеристики для следующих должностей:

  • генеральный директор (начальник/заведующий) учреждения охраны здоровья;
  • заместитель директора;
  • медицинский директор;
  • начальник (заведующий, руководитель) структурного подразделения учреждения здравоохранения.

Давайте посмотрим, какие функции возлагаются на впервые появившиеся в квалификационном справочнике должности генерального и медицинского директоров.

В компетенцию директора входит управление всеми хозяйственными и экономическими вопросами, возникающими в ходе работы учреждения здравоохранения. Генеральный директор занимается стратегическим планированием, формированием бюджета, анализом эффективности работы, привлечением инвестиций и общей координацией. При этом все полномочия для решения вопросов, связанных с медициной, делегируются медицинскому директору.

Такое нововведение направлено на распределение полномочий, позволяющее, во-первых, не отвлекаться от лечебного процесса и, во-вторых, эффективно распределять финансы.

Спектр работы медицинского директора

Как я уже отмечал, эта должность подразумевает работу исключительно в сфере медицинской практики. В компетенцию этого должностного лица входит:

  • контроль предоставления в медучреждении услуг, соответствующих установленным стандартам качества;
  • предоставление медпомощи при неотложных состояниях;
  • обеспечение безопасности пациентов и медицинских работников;
  • внедрение стратегии пациентоориентированности и переход к самым современным методам лечения/диагностики;
  • помощь медицинским работникам в непрерывном развитии и повышении профессиональной квалификации;
  • оценка качества медицинских услуг в клинике.

Кто может стать медицинским директором?

Медицинским директором клиники может быть назначен человек, получивший профильное высшее образование на уровне магистра со специализацией в организации и управлении здравоохранением.

Что касается опыта работы по специальности, то здесь возможны различные варианты:

  • для районных клиник — пять лет работы по своей специальности;
  • для областных — три года руководящей работы;
  • для национальных — пять лет руководящей работы;
  • для медучреждений первички — три года работы по основной специальности и год на руководящей должности.

Кроме того, стоит принимать во внимание и действующее трудовое законодательство. Для лиц, срок окончания трудового контракта которых завершается позднее начала 2022 года, при условии совпадения новых квалификационных требований с актуальной квалификацией, по их желанию возможна смена наименования должности и существенной части полномочий без проведения конкурса.

Здесь есть один очень важный нюанс. Используемый сегодня ДК 003:2010 не предусматривает наименования для должности медицинского директора, поэтому может возникать ряд сложностей, связанных с документооборотом. Впрочем, здесь есть выход. Согласно действующему трудовому законодательству, можно уточнить специфику должности, добавив к названию профессии «директор» (код 1210.1) слово «медицинский».